Реклама

Чем вскормить характер

Наши представления о пище обычно ограничиваются содержанием в ней белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Мы знаем, какие продукты обязательно надо вводить в свой рацион, а от каких воздерживаться, как питаться при том или ином заболевании, излишней полноте или худобе. Но можно ли с помощью пищи стать грозным воином, умиротворенным созерцателем, или ловким торговцем? Какая пища помогает успокоить гнев, пробудить решимость, ослабить тягу к безделью и лени? На эти странные для нас вопросы в Древней Индии был дан ответ. И не просто ответ, а целая философская система…

Три гуны — три качества мира

Индийские фи­ло­со­фы уже в глу­бо­кой древ­но­с­ти зна­ли, что ка­че­ст­ва лю­дей, так же, как и ха­рак­тер пи­щи, — все­го лишь ча­ст­ные про­яв­ле­ния не­ких об­щих ка­честв ма­те­рии на­ше­го ми­ра. Эти ка­че­ст­ва, или ка­те­го­рии, на­зы­ва­ют­ся гу­на­ми, ко­то­рых все­го три: сатт­ва, ра­д­жас и та­мас.
Саттва — гу­на бла­го­сти, по­коя, сча­с­тья, здо­ро­вья и чи­с­то­ты. Толь­ко в сатт­ве че­ло­век мо­жет жить ду­хов­ной жиз­нью, стре­мить­ся к иде­а­лу. К об­ре­те­нию та­ко­го со­сто­я­ния при­зы­ва­ли на­род ре­ли­ги­оз­ные на­став­ни­ки и свя­щен­но­слу­жи­те­ли лю­бых кон­фес­сий, в том чис­ле хри­с­ти­ан­ст­ва.
Раджас — это страсть, не­тер­пе­ние, гнев и ярость. Бла­го­ст­ный во­ин в бит­ве бес­по­ле­зен, сча­ст­ли­во­го и спо­кой­но­го ца­ря (сло­во “ра­д­жа” оз­на­ча­ет “царь”) не­дол­го бу­дут тер­петь его под­дан­ные.
Тамас оз­на­ча­ет не­ве­же­ст­во, со­про­тив­ле­ние, не­чи­с­то­ту и лень. Од­на­ко, кто бы смог, не об­ла­дая эти­ми ка­че­ст­ва­ми, вы­пол­нять ту­пую, тя­же­лую, гряз­ную, од­но­об­раз­ную ра­бо­ту или, ска­жем, всю жизнь тор­го­вать на рын­ке?
От рож­де­ния каж­дый че­ло­век тя­го­те­ет к ка­кой-то од­ной из гун, хо­тя име­ет в се­бе эле­мен­ты всех трех. Вот от­ку­да, по мне­нию ин­дий­цев, бе­рут­ся на­ши пи­ще­вые при­ст­ра­с­тия.
Чем вскормить характер

Лю­ди и про­дук­ты

В Бха­га­вад­ги­те, древ­не­ин­дий­ской ре­ли­ги­оз­ной по­эме, есть та­кие стро­ки: “Лю­дям сатт­вы нра­вит­ся пи­ща, что соч­на, сыт­на, мас­ля­ни­с­та: от нее в су­ще­ст­вах — дол­го­ле­тье, си­ла, яс­ность, здо­ро­вье, ра­дость”. Но и в лю­бом че­ло­ве­ке эта чи­с­тая пи­ща по­рож­да­ет спо­кой­ст­вие и бла­гость, ока­зы­вая не­по­сред­ст­вен­ное вли­я­ние на тем­пе­ра­мент и по­ве­де­ние. К сатт­вич­ным про­дук­там от­но­сит­ся все, при­го­тов­лен­ное из мо­ло­ка, а так­же фрук­ты, ово­щи, оре­хи, зер­но­вые и бо­бо­вые куль­ту­ры.
Но опа­сай­тесь до­бав­лять к сатт­вич­ной пи­ще мно­го спе­ций и при­прав: она при­об­ре­та­ет ка­че­ст­во ра­д­жа­са, то есть гу­ны стра­с­ти. Лю­дям ра­д­жа­са по ду­ше “с со­лью, горь­кая, кис­лая, жгу­чая, слиш­ком ос­т­рая, гру­бая пи­ща”. Она вы­зы­ва­ет воз­буж­де­ние те­ла и ума, при­чи­ня­ет стра­да­ния, не­сча­с­тья и бо­лез­ни. В эту же ка­те­го­рию по­па­да­ют и все ви­ды мяс­ной пи­щи.
Пи­ща чер­ст­вая, вкус по­те­ряв­шая, пи­ща с за­па­хом или гни­лая, так­же все, что не­чи­с­то, объ­ед­ки — вот что нра­вит­ся та­ма­са лю­дям”.
Толь­ко тем, кто на­хо­дит­ся в гу­не не­ве­же­ст­ва — та­ма­се — мо­гут нра­вить­ся блю­да, про­сто­яв­шие ночь или ос­тав­ши­е­ся по­сле тра­пе­зы. Не­све­жие про­дук­ты и пе­ре­зре­лые фрук­ты, кон­сер­вы и коп­че­но­с­ти, вя­ле­ная воб­ла и ле­жа­лая се­лед­ка — все это та­мас. Те, кто пи­та­ет­ся та­кой пи­щей, ча­с­то и му­чи­тель­но бо­ле­ют, стра­да­ют ле­но­с­тью те­ла и ума.

По­роч­ный круг

Чем же мы се­го­дня пи­та­ем­ся? К со­жа­ле­нию, на­до при­знать, что на­ша пи­ща в ос­нов­ном со­от­вет­ст­ву­ет ра­д­жа­су (воз­буж­де­нию) и та­ма­су (не­ве­же­ст­ву). Это од­на из важ­ней­ших при­чин же­с­то­ко­с­ти и бес­по­кой­ст­ва в умах лю­дей, ут­ра­ты ими фи­зи­че­с­ко­го здо­ро­вья. При­чем об­ра­зу­ет­ся по­роч­ный круг: пи­ща оп­ре­де­ля­ет гу­ну (ка­че­ст­во), а гу­на стре­мит­ся к пи­ще, под­хо­дя­щей для нее. Ины­ми сло­ва­ми, пи­ща, ко­то­рую мы едим, ока­зы­ва­ет не­по­сред­ст­вен­ное вли­я­ние на на­шу жизнь. Сколь­ких не­нуж­ных стра­да­ний мож­но бы­ло бы из­бе­жать, ес­ли бы мы ру­ко­вод­ст­во­ва­лись в вы­бо­ре пи­щи пра­виль­ны­ми кри­те­ри­я­ми!
Ра­д­жа­с­тич­ная пи­ща, и, преж­де все­го, мя­со, яв­ля­ет­ся пре­гра­дой на пу­ти ду­хов­но­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Мя­со сти­му­ли­ру­ет на­ши низ­мен­ные стра­с­ти, фи­зи­че­с­ки раз­дра­жа­ет и при­но­сит в ор­га­низм ток­си­ны, рож­ден­ные бо­лью и ужа­сом, ко­то­рые жи­вот­ное ис­пы­ты­ва­ло в мо­мент смер­ти. При из­бы­точ­ном по­треб­ле­нии жи­вот­ных бел­ков в ор­га­низ­ме на­ру­ша­ют­ся нерв­ные про­цес­сы, ино­гда раз­ви­ва­ет­ся не­вро­ти­че­с­кое со­сто­я­ние, рез­ко по­вы­ша­ет­ся аг­рес­сив­ность. Не­да­ром гла­ди­а­то­ров спе­ци­аль­но кор­ми­ли мя­сом.
Та­ма­сич­ной пи­щей за­пол­не­ны га­с­тро­но­ми­че­с­кие от­де­лы про­дук­то­вых ма­га­зи­нов. Про­дук­ты дли­тель­но­го хра­не­ния, со­дер­жа­щие кон­сер­ван­ты, мно­го жи­ра и крах­ма­ла — это то­же та­мас, как и ос­тыв­шая, во­вре­мя не съе­ден­ная пи­ща. Мно­го та­ма­си­че­с­ких свойств не­сут в се­бе мя­со, ры­ба и ви­но. Та­мас ос­лаб­ля­ет ум и ин­ту­и­цию, не под­пи­ты­ва­ет ор­га­низм энер­ги­ей, ве­дет к мно­го­чис­лен­ным бо­лез­ням. Та­кая пи­ща не долж­на за­пол­нять на­ши же­луд­ки.
Pages: 1 2

Добавить комментарий