Реклама

Гардероб элегантной женщины

Что значит “от ку­тюр”?

Боль­шин­ст­во тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к мо­де и швей­но­му ис­кус­ст­ву, фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния. Стаж Па­ри­жа как дик­та­то­ра мо­ды вну­ша­ет ува­же­ние. Ча­с­то упо­треб­ля­е­мый тер­мин haute couture (от ку­тюр) под­ра­зу­ме­ва­ет фран­цуз­скую “выс­шую мо­ду”, а в оби­хо­де — швей­ное ис­кус­ст­во выс­ше­го ка­че­ст­ва. Ра­зу­ме­ет­ся, “выс­шая мо­да” есть и в дру­гих стра­нах, как, на­при­мер, в Ита­лии — alta moda (аль­та мо­да). Но уни­каль­ное твор­че­ст­во ве­ду­щих па­риж­ских са­ло­нов за­да­ет тон в меж­ду­на­род­ной мо­де. “От ку­тюр” — это так­же и от­дель­ные уни­каль­ные мо­де­ли, ко­то­рые про­из­во­дят­ся в зна­ме­ни­тых са­ло­нах мод по за­ка­зу кли­ен­та.
Гардероб элегантной женщины
Диор стал одним из тех, кто вернул послевоенному Парижу звание столицы мировой моды.
Так­же в хо­ду тер­мин “pret-a-porter”. Пе­ре­вод — “го­то­вое для но­с­ки”. Мо­де­ли одеж­ды, вхо­дя­щие в эту груп­пу, про­из­во­дят­ся боль­ши­ми пар­ти­я­ми и про­да­ют­ся в ма­лень­ких ма­га­зи­нах, ко­то­рые по-фран­цуз­ски на­зы­ва­ют­ся “boutique” (бу­тик). При­над­ле­жат они са­ло­нам “выс­шей мо­ды”, а так­же круп­ным уни­вер­саль­ным ма­га­зи­нам. Раз­ни­ца в це­нах меж­ду мо­де­лью “от ку­тюр” са­ло­на мод и “прет-а-пор­те” той же фир­мы зна­чи­тель­на. “Прет-а-пор­те” так­же на­зы­ва­ют­ся мо­де­ли одеж­ды, со­зда­ва­е­мые вне са­ло­нов мод для мас­со­во­го про­из­вод­ст­ва, ко­то­рые рань­ше на­зы­ва­лись “confection”, или го­то­вое пла­тье. Это­му на­зва­нию обыч­но со­от­вет­ст­ву­ет та часть мас­со­вой про­дук­ции, в ко­то­рой ос­т­рее все­го про­яв­ля­ет­ся мо­да те­ку­ще­го мо­мен­та и ко­то­рая не про­из­во­дит­ся ог­ром­ны­ми ти­ра­жа­ми.
По­ня­тие “от ку­тюр” по­яви­лось в се­ре­ди­не XIX ве­ка, ког­да воз­ник­ли пер­вые са­ло­ны мод в се­го­дняш­нем по­ни­ма­нии и по­яви­лись мо­де­ль­е­ры, ча­с­то ок­ру­жен­ные ми­с­ти­че­с­ким оре­о­лом. Не­со­мнен­но, эти ча­ро­деи, со­зда­вав­шие ше­де­в­ры из шел­ка, бар­ха­та, кру­же­ва и жем­чу­га, ори­ен­ти­ро­ва­лись, преж­де все­го, на вы­со­ко­по­с­тав­лен­ных дам. Од­ной из са­мых яр­ких лич­но­с­тей эпо­хи кри­но­ли­нов был ан­г­ли­ча­нин Уорт, по­ко­рив­ший сво­и­ми иде­я­ми па­риж­ское об­ще­ст­во и да­же Ев­ге­нию, су­пру­гу На­по­ле­о­на III, ко­то­рая бла­го­да­ря сво­им бес­счет­ным ту­а­ле­там во­шла в ис­то­рию мо­ды.
Фан­та­с­ти­че­с­кие тво­ре­ния Уор­та и его кол­лег ко­ти­ро­ва­лись так вы­со­ко не толь­ко из-за до­ро­гих ма­те­ри­а­лов и ве­ли­ко­леп­но­го ис­пол­не­ния. Са­мым важ­ным бы­ло имя со­зда­те­ля, ко­то­рый, “под­пи­сы­вая” пла­тье, де­лал его про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ст­ва, а об­ла­да­тель­ни­ца это­го ту­а­ле­та обес­пе­чи­ва­ла се­бе вы­со­кое по­ло­же­ние в об­ще­ст­ве. В 1868 го­ду был со­здан Па­риж­ский ко­ми­тет Проф­со­ю­за швей­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти, ко­то­рый и се­го­дня объ­е­ди­ня­ет са­мые вид­ные са­ло­ны мод и фир­мы Па­ри­жа и ре­ша­ет пра­во­вые во­про­сы, ка­са­ю­щи­е­ся мо­ды. Но мо­да все еще не бы­ла при­зна­на рав­но­прав­ным ис­кус­ст­вом. Лишь в 1943 г. был из­дан за­кон, по ко­то­ро­му мо­де­ль­е­ры по­лу­чи­ли рав­ные пра­ва с де­я­те­ля­ми ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва.
По­сле Уор­та зна­мя “вы­со­кой мо­ды” пе­ре­шло к дру­гим мо­де­ль­е­рам. Нуж­но бы­ло об­ла­дать ог­ром­ным та­лан­том, что­бы су­меть от­ра­зить в одеж­де идеи сво­е­го вре­ме­ни, сфор­ми­ро­вать об­лик жен­щи­ны (и муж­чи­ны) со­глас­но сво­е­му иде­а­лу. В на­ча­ле XX ве­ка в де­ка­дент­ских са­ло­нах цар­ст­во­вал Пу­а­ре. В его пла­мен­ных оран­же­вых и ли­ло­вых вос­точ­ных эс­ки­зах про­яв­ля­лись мо­дер­нист­ская гиб­кость и дра­ма­тизм.
Гардероб элегантной женщины
Коко Шанель считала “маленькое черное платье” незаменимой деталью женского гардероба, а черный цвет сделала цветом роскоши и элегантности.
Поч­ти пол­ве­ка уга­ды­ва­ла же­ла­ния жен­щин ле­ген­дар­ная Ко­ко Ша­нель. В 20-е го­ды она оде­ва­ла жен­щин в три­ко­таж­ные пу­ло­ве­ры и кар­ди­га­ны, ук­ра­ша­ла их фаль­ши­вы­ми дра­го­цен­но­с­тя­ми, раз­ре­ша­ла им но­сить пла­тья из сит­ца, ко­то­рые до это­го но­си­ли лишь слу­жан­ки. Пред­по­чи­тая во всем про­сто­ту, Ко­ко ста­ла са­мой до­ро­гой жен­щи­ной в ми­ре.
В 30-е го­ды на аре­не “вы­со­кой мо­ды” скре­с­ти­ли шпа­ги ма­дам Ви­о­не и ма­дам Ски­а­па­ре­ли. Пер­вая про­па­ган­ди­ро­ва­ла крой пла­тья по ди­а­го­на­ли, вто­рая вве­ла ква­д­рат­ные пле­чи, ко­то­рые в те­че­ние 15 лет счи­та­лись обя­за­тель­ным эле­мен­том в одеж­де. Лишь в 1947 г. Кри­с­ти­ан Ди­ор от­ка­зал­ся от них, и этим вы­звал на­сто­я­щую ре­во­лю­цию в мо­де. Си­лу­эт, пред­ло­жен­ный Ди­о­ром, с под­черк­ну­той та­ли­ей и длин­ной сво­бод­ной юб­кой, был ди­а­ме­т­раль­но про­ти­во­по­ло­жен гос­под­ст­ву­ю­ще­му тог­да ко­рот­ко­му и уг­ло­ва­то­му си­лу­э­ту и, оче­вид­но, со­от­вет­ст­во­вал по­сле­во­ен­ным иде­а­лам жен­щи­ны. В 1955 го­ду по­яви­лось сен­са­ци­он­ное “роб­сак”, то есть пла­тье-ме­шок. В 60-е го­ды на­де­ла­ла шу­ма ми­ни-юб­ка, ко­то­рая в про­дол­же­ние де­ся­ти лет за­да­ва­ла тон в мо­де. С ми­ни-юб­кой тес­но свя­за­но имя Ан­д­ре Ку­ра­жа. Ар­хи­тек­тор по об­ра­зо­ва­нию, он и в одеж­ду стре­мил­ся вне­сти кон­ст­рук­тив­ные эле­мен­ты, свет­лые то­на, ге­о­ме­т­ри­че­с­кие про­пор­ции, ве­ря, что он со­зда­ет мо­ду бу­ду­ще­го. В 60-е и 70-е го­ды, без со­мне­ния, на­и­боль­шим ус­пе­хом поль­зу­ют­ся мо­де­ли Ива Сен-Ло­ра­на. В его кол­лек­ци­ях чув­ст­ву­ет­ся вли­я­ние аб­ст­ракт­но­го ис­кус­ст­ва, но­с­таль­ги­че­с­ко­го на­ст­ро­е­ния, цы­ган­ской ро­ман­ти­ки и во­ен­ной уни­фор­мы. Но вме­с­те с фан­та­с­ти­кой он пред­ла­га­ет и клас­си­ку.
Pages: 1 2

Добавить комментарий